Анализ развития основных факторов судовой среды

Реализация масштабных задач по совершенствованию морской деятельности и возвращению нашего государства в ряд ведущих морских держав может столкнуться с проблемой ухудшения здоровья работающего населения, в том числе моряков, имеющей многие неблагоприятные последствия экономического и социального характера.  ЮгТрансТест оказывает помощь в системе управления охраной труда на судах морского и речного флота.

Наиболее значимыми из них являются дальнейшее снижение доли трудоспособного населения в стране, ухудшение здоровья последующих поколений, рост затрат на социальную помощь и др. Несвоевременное обнаружение причин ухудшения здоровья у работников и возникновение профзаболеваний способствует росту случаев с инвалидизацией и преждевременной смертностью, снижение качества трудовых ресурсов, производительности труда и формирует негативную демографическую ситуацию в стране в целом.

В «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» одной из главных угроз в области экономического роста названа прогрессирующая в стране трудонедостаточность.

Безопасность плавания кораблей и судов, остающаяся одной из главных проблем морского и речного транспорта, тесно связана с охраной человеческой жизни и охраной здоровья членов экипажей. Достижения научно-технического прогресса в некоторых случаях могут сопровождаться ухудшением условий среды, окружающей человека на судне, т.к. появляются новые факторы обитаемости, действие которых, как правило, отражается отрицательно на здоровье моряков. К их числу следует отнести прежде всего электромагнитные и акустические поля новых диапазонов, ударные ускорения и др.

С другой стороны, изменяется психология людей, которые предъявляют более высокие требования к условиям труда, быта и отдыха на судах, и как следствие этого, возникает необходимость повышения их комфортности.

Плавание судов связано с непрерывной сменой климатических зон, длительной удаленностью от берега, сенсорной монотонностью и выраженным психоэмоциональным напряжением. Все это происходит на фоне действия комплекса неблагоприятных факторов судовой среды, которые вызывают функциональные изменения в организме моряков. Для большинства судов, особенно старой постройки, такими факторами являются повышенные уровни шума и вибрации, нагревающий микроклимат помещений, пониженная освещенность, а в ряде случаев опасные уровни электромагнитных излучений СВЧ-, УВЧ-, ВЧ — диапазонов на открытых местах верхних палуб и рабочих мест.

Уровни факторов обитаемости судов в случае превышения предельно допустимых значений должны рассматриваться как причины ухудшения здоровья моряков и возникновения профессиональной заболеваемости. По данным материалов международных симпозиумов по морской медицине, ежегодно с кораблей уходят по состоянию здоровья 4 — 6% моряков. В последнее время возрастная патология моряков в среднем «помолодела» на 5 — 10 лет. Это означает, что донозологические формы патологии и заболеваемость моряков в возрасте около 40 лет примерно соответствуют аналогичным показателям в профессиональных группах рабочих и служащих 45-50 лет и старше на берегу.

Условием сохранения здоровья и профессиональной работоспособности моряков является создание допустимого состояния среды их обитания на судне. Важнейшим принципом регламентация факторов судовой среды являются гигиенические нормативы, разработанные на основе количественных зависимостей влияния на организм человека факторов среды его обитания. При этом критериями их гигиенической значимости являются не патологические, а обратимые функциональные изменения в организме. Большинство факторов обитаемости на современных судах зачастую характеризуются малой интенсивностью, т.е. их значение заключается в том, что каждый из них, не являясь непосредственной причиной ухудшения здоровья или заболевания, может вызывать неблагоприятные изменения в организме. В реальных условиях это может проявиться, например, в ухудшении состояния здоровья моряков к концу плавания и в повышении заболеваемости.

На основе результатов сравнительно-исторического анализа развития основных факторов судовой среды следует сделать некоторые обобщения, имеющие значение для теории и практики санитарного надзора. Обитаемость судов непрерывно совершенствуется наряду с другими их характеристиками и элементами. Это является следствием того, что к ней предъявляются (или должны предъявляться) только такие гигиенические требования, какие могут быть реализованы в ближайшей перспективе. В противном случае гигиенические нормативы не будут соответствовать реальным параметрам факторов судовой среды. Необходимо всегда выявлять взаимосвязь между обитаемостью судов, условиями их плавания и состоянием здоровья моряков, так как только она позволяет обеспечить более глубокую обоснованность гигиенических требований к факторам судовой среды. Специфика судов разного назначения заранее определяет неблагоприятную направленность некоторых факторов их обитаемости. Тогда необходимо максимально оптимизировать остальные факторы окружающей среды, которые могли бы в определенной мере компенсировать негативное действие судовой среды в целом, в том числе использовать некоторые пути оздоровления социальной направленности (изменение режима труда и отдыха, дополнительные льготы, моральные стимулы и пр.).

Продолжение научных исследований в области судовой гигиены служит основанием для разработки конкретных санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья моряков и в тех случаях, когда по объективным причинам параметры некоторых факторов среды не соответствуют современным гигиеническим требованиям.

Возросший интерес к обитаемости судов в последнее время связан, прежде всего, с увеличением дальности и непрерывности их плавания, насыщенностью средствами автоматизации и механизации, в основном операторской деятельностью большинства членов экипажа. Многие технические устройства и различное оборудование на судах обслуживаются коллективно. Поэтому неспособность одного или нескольких членов экипажа по состоянию здоровья справиться с несением вахты может затруднить выполнение различных мореходных и других задач или даже сорвать их. В этих условиях чрезвычайную важность приобретают гигиенические основы обитаемости кораблей, направленные на сохранение (укрепление) здоровья моряков. Решение этих вопросов требует особого подхода. Проблема обитаемости является комплексной и может быть успешно решена лишь при согласованных совместных действиях и взаимопонимании гигиенистов, судостроителей и моряков.

Особенности физических факторов обитаемости обусловлены тем, что многие их них составляют постоянный естественный фон окружающей среды, а также спецификой их воздействия. Принципиальное отличие физических факторов от химических или биологических, например, состоит в том, что в первом случае осуществляется воздействие того или иного вида энергии, а не поступление в организм какого-либо вещества или биологического агента. Следовательно, нормирование физических факторов основано на установлении трех величин: минимально необходимого (природных уровней), оптимального (допустимого уровня) и предельно допустимого уровня (ПДУ). Эти нормативные величины устанавливаются на основе количественных зависимостей физиологических реакций организма от интенсивности, длительности и режима воздействия неблагоприятного фактора.

В последнее время международным медицинским сообществом разработана методология оценки профессиональных рисков и ущербов здоровью от неблагоприятного (вредного и опасного) воздействия физических факторов окружающей среды. Реальная оценка рисков здоровью населения (большей частью для работающего контингента) в настоящее время широко используется во многих развитых странах. В России оценка риска в настоящее время завершает процедуру социально — гигиенического мониторинга условий труда и уже применяется при установлении причин ухудшения здоровья работников на крупных производствах.

При внедрении концепции риска ухудшения здоровья исходят из предположения, что любые виды труда и формы жизнедеятельности всегда сопряжены с возможностью вредных воздействий на здоровье людей, количественная оценка воздействий и является величиной риска. Такой подход предполагает всегда наличие остаточного риска, допустимость которого априори определяется социально-экономическими возможностями (чаще всего) и социально — нравственными оценками их допустимости в современном обществе. На основе критериев безопасных условий труда в свете современных концепций ВОЗ и МОТ составлены такие определения, как «сохранение жизни, здоровья, функциональных способностей организма, продолжительности предстоящей жизни, здоровья будущих поколений». Следует заметить, что с практической точки зрения они представляются малоприемлемыми из-за размытости предложенных критериев здоровья, т.к. трудно поддаются количественным оценкам.

Обоснование безопасности труда и образа жизни в целом невозможно представить как исключительно состояние защищенности от вредных воздействий окружающей среды. Очевидно, что ее основу должны составлять гигиенические нормативы факторов среды обитания. Оценка профессиональных рисков здоровью, в свою очередь, основывается на количественно выраженных оптимальных, допустимых, предельно допустимых и недопустимых значениях параметров факторов окружающей среды. Именно на таких значениях факторов среды основана современная классификация условий труда, принятая в нашей стране. Введение в практику санитарно-эпидемиологического надзора понятия о риске придает гигиеническим нормативам принципиально новое содержание. В настоящее время в РФ принят Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», направленный на внедрение оценки условий труда, учитывающей уровни жизни профессиональных рисков.