Воздействие факторов судовой среды на организм человека

На организм моряков в плавании одновременно и постоянно действуют взаимосвязанные факторы обитаемости: физические, химические, биологические, социальные, различные по уровню и характеру действия.

К физическим факторам обитаемости относят микроклимат помещений, шум, вибрацию, электромагнитные излучения ионизирующей и неионизирующей природы, статическое электричество, магнитные поля, освещенность помещений, аэроионный состав воздуха и др.

В группу химических факторов входит газовоздушная среда помещений, складывающаяся из основных компонентов атмосферного воздуха и многочисленных вредных веществ, поступающих от технических средств, полимерных материалов, а также человека и продуктов его жизнедеятельности.

Воздействие факторов судовой среды на организм человека оценивается в рамках производственного контроля на судах компанией «ЮРЦ «ЮгТрансТест»

Воздействие факторов судовой среды на организм человека

Под социальными факторами понимают условия размещения членов экипажа, режим труда, отдыха, психологический микроклимат, нервно-психические перегрузки, монотонность обстановки, ограниченный круг лиц для общения и т. п.

К биологическим факторам относят обеспеченность водой, пищей, наличие микроорганизмов (вирусов, микробов, грибов) в воздухе, воде, на поверхностях, а также других элементов живой природы (насекомых, мелких грызунов, растений), образующих в совокупности с членами экипажа единую экологическую структуру.

Вышеприведенные факторы обитаемости судов можно разделить на две группы: постоянно действующие (условия размещения, климат района плавания, микроклимат помещений, шум, вибрация и т.п.) и действующие периодически (электромагнитные излучения, качка, вредные вещества в воздухе и др.).

Основным показателем неблагоприятных условий судовой среды является степень отклонения параметров фактора от его гигиенического норматива. Как один из примеров характерного судового неблагоприятного группирующего признака приводится электромагнитное излучение.

Основой реализации принципов электромагнитной безопасности на кораблях и судах являются гигиенические нормативы, ограничивающие уровни электрических, магнитных и электромагнитных полей различных частотных диапазонов путем введения ПДУ воздействия для разных условий облучения.

В условиях современного производства и на судах на практике реализуются рекомендации по защите работников (моряков) от электромагнитных излучений (ЭМИ), что исключает случаи появления острых поражений организма от излучений высоких уровней.

Гигиенические требования предназначены не только для сохранения здоровья людей, но и для профилактики отдаленных последствий хронического влияния ЭМИ с помощью мер контроля за электромагнитной обстановкой.

В настоящее время достигнуты определенные успехи в этой области, однако недостаточная исследованность патогенной роли ЭМИ не исключает и даже предполагает (!) предупредительный принцип защиты, подразумевающий использование всех возможностей для уменьшения (исключения) любого электромагнитного облучения человека.

Акустическое воздействие вызывает разнообразные физиологические и патологические изменения всех органов и систем организма, выраженность которых зависит как от физических параметров, так и от исходных индивидуальных свойств организма человека.

Орган слуха обладает определенными адаптационными возможностями к изменяющейся шумовой обстановке благодаря акустическому рефлексу и временному смещению порогов слуховой чувствительности, имеющих защитный характер.

Выраженность сдвигов порогов слуха при шумовой нагрузке является показателем высоких адаптационных возможностей организма. С другой стороны, медленный процесс восстановления исходной слуховой чувствительности отражает развитие утомления слухового анализа тора и понижение адаптационных способностей.

В этих случаях при увеличении времени воздействия шума сдвиг порога слышимости становится продолжительнее, что приводит в конечном итоге к развитию постоянного смещения порогов слуха, а именно, к нейросенсорной тугоухости.

Гигиеническое нормирование акустических колебаний направлено на предупреждение вредного и в ряде случаев опасного воздействия на человека. При регламентации уровней акустического воздействия наряду с допустимыми уровнями (гарантирующими сохранение здоровья и работоспособности при неограниченном времени воздействия) определяются и ПДУ.

В настоящее время ПДУ судового шума для постоянных рабочих мест в производственных помещениях составляет 80 дБА, для жилых и общественных помещений 60 дБА.

В большинстве судовых помещений шум еще не соответствует гигиеническим нормативам.

Система профилактических мероприятий по предупреждению шумовой патологии у членов экипажа должна включать индивидуальную дозиметрию, использование СИЗ в необходимых случаях, анализ общей и профессиональной заболеваемости, установление риска развития профессиональной патологии по условиям акустического воздействия.

Неблагоприятное действие вибрации на организм человека оценивается по корректированным уровням виброускорения и уровням виброускорения и виброскорости в соответствующих частотных диапазонах.

Имеет значение и направленность вибрационных колебаний по отношению к телу человека. Гигиеническое нормирование параметров судовой вибрации использует три критериальных порога: предел воздействия; граница снижения производительности труда от усталости; порог снижения комфорта. На их основе разработаны предельно допустимые и допустимые уровни вибрации для различных условий труда и отдыха, причем отечественные нормативы практически полностью соответствуют зарубежным.

Вместе с тем большой интерес представляют такие аспекты вибрационного воздействия, как сочетанное воздействие вибрации,  акустических колебаний и других сопутствующих факторов обитаемости судов, оценка риска развития вибрационной патологии в зависимости от профессионального стажа и уточнение механизмов ее развития.

Следует подчеркнуть, что этот фактор обитаемости судов в настоящее время вызывает особое беспокойство в силу его особо неблагоприятного действия на организм моряков.

По результатам анкетных опросов моряков большинство из них оценивают субъективно судовую вибрацию как особо вредный фактор.

Условия освещенности существенно влияют на самочувствие и здоровье людей. Суточная и сезонная динамика естественного света в значительной мере определяют биоритм организма.

Известно такое состояние человека, как световое голодание, возникающее при длительном отсутствии света. Недостаточная освещенность рабочих мест — причина ухудшения здоровья человека (например, развитие близорукости), снижения работоспособности и, как следствие, повышения травматизма.

Чрезмерное воздействие света, в том числе его ультрафиолетового диапазона, может приводить к офтальмопатии и другим повреждениям органов зрения, расстройствам центральной нервной, сердечно-сосудистой и других систем организма.

Принятые гигиенические нормативы освещенности помещений в настоящее время недостаточно учитывают все аспекты биологического действия света. Они должны совершенствоваться, в том числе с учетом продолжающейся разработки других искусственных источников света, более приближенных по спектральному составу к солнечному, и рационального режима их использования.

Результаты исследования теплового обмена между организмом и внешней материей имеют первостепенное значение для разработки нормативных показателей микроклимата внутрисудовых помещений и соответствующих профилактических мероприятий.

Основу предупреждения вредного (или опасного) воздействия микроклимата помещений составляет использование технических и санитарно-гигиенических мероприятий, позволяющих обеспечить класс условий труда на судах как допустимый или оптимальный.

В случае невозможности оптимизации микроклимата рекомендуются такие мероприятия, как сокращение продолжительности работы в неблагоприятных условиях нагревающего или охлаждающего микроклимата, перерывы в работе для обогрева или, напротив, охлаждения, использование СИЗ и др.

Организация и проведение производственного контроля соблюдения санитарно-эпидемиологических норм на рабочих местах работников плавсостава, в целом судна является особо специфичной процедурой, проводимой специально подготовленными специалистами по водному транспорту.

Разработка и реализация требований Программы производственного контроля на судах в санитарно – карантинных пунктах Роспотребнадзора, а также районов надзора территориальных органов Российского регистра судоходства для предъявления судов во время плановых проверок и в навигационный период, лабораторные замеры физических факторов на судах проводятся аккредитованными Испытательными лабораториями (центрами). Одной из таких является Испытательная лаборатория ООО «ЮРЦ «ЮгТрансТест» (Регистрационный номер аттестата аккредитации № RA.RU.518201 от 17.03.2016), выданный Федеральной службой по аккредитации на право проведения исследований (испытаний) и измерений, лабораторных замеров физических факторов на судах и объектах водного транспорта. Информация по телефону: 8-800-200-61-77.