Микроклимат судовых помещений

Температура воздуха на судах морского и речного флота

Температура воздуха является наиболее важным фактором, определяющим тепловое состояние окружающей среды и организма человека. Она существенным образом влияет на приток и отдачу тепла человеком путем конвекции через температуру окружающих предметов – путем теплового излучения. Интенсивность этих процессов прямо пропорциональна разнице температур поверхности тела человека и воздуха.

От температуры воздуха в значительной мере зависят характер и степень влияния остальных параметров микроклимата. Она определяет охлаждающую силу ветра, максимальную влажность воздуха и, следовательно, возможность поглощения водяных паров, что влияет на величину теплопотерь организма за счет испарения. Другими словами, между температурой и другими физическими свойствами воздуха устанавливаются определенные соотношения, которые определяют суммарный результат действия всех теплофизических элементов среды на организм человека.

По температурному режиму все помещения на судах разделяют на три основные группы:

  •  жилые, общественные и медицинские помещения. В них практически отсутствуют источники тепловыделения, и в летний период года температура воздуха колеблется в пределах 20-25°С, в зимний период – 20-22°С.
  • служебные помещения. В них на своих рабочих местах постоянно находятся моряки, как правило, есть источники тепловыделения, и температура воздуха в летний период года обычно не выше 27°С, в зимний период – не ниже 20°С.
  • производственные помещения, в т.ч. машинно-котельное отделение (МКО).

Расположенные здесь энергетические установки являются мощными источниками тепловыделения, вследствие чего в летний период температура воздуха может достигать 45°С и выше.

Микроклимат в судовых помещениях формируется за счет внешних климатических условий района плавания, работы систем вентиляции и кондиционирования воздуха, энергетического оборудования, разнообразных технических средств, бытовых устройств и жизнедеятельности людей.

В большинстве судовых помещений существенное влияние на температуру воздуха оказывают системы кондиционирования воздуха и судовой вентиляции, а также наружные климатические условия. Приведенные выше значения температур воздуха в помещениях первой и второй групп характерны для плавания судов в средних широтах.

Влияние неблагоприятной (вредной и опасной) температуры воздуха на организм наиболее выражено в помещениях МКО, где возможны очень высокие температуры воздуха.

Длительное пребывание человека в таких условиях вызывает напряжение системы терморегуляции, что расценивается как стрессовая ситуация.

Продолжительное пребывание в условиях высоких температур воздуха вызывает повышение температуры тела, увеличение частоты сердечных сокращений и т.п.

В таких условиях у моряков отмечается быстрая утомляемость, снижение умственной и физической работоспособности. В условиях высокой температуры воздуха при интенсивной физической работе, сопряженной с повышением теплопродукции, нарастает перегревание организма, а при особо неблагоприятных условиях (высокая влажность воздуха, отсутствие движения воздуха) вероятны тепловые поражения.

Низкая температура воздуха, увеличивая теплоотдачу, создает противоположную опасность – переохлаждение организма.

В результате воздействия холода могут возникнуть ознобления, отморожения, возможны заболеваниям органов дыхания и нервной системы. Продолжительное охлаждение организма снижает сопротивляемость возбудителям инфекционных заболеваний. Особенно вредны для здоровья человека быстрые и резкие снижения температуры воздуха, т.к. организм не всегда успевает к ним приспособиться.

Колебания температуры воздуха особенно опасны для лиц с патологией сердечно-сосудистой системы, болезнями легких, почек.

Умеренные колебания температуры воздуха для организма не только не вредны, но рассматриваются как благоприятный фактор среды, обеспечивающий физиологически необходимую тренировку организма в целом и его терморегуляторных механизмов.

Комфортное тепловое состояние, отмечается при температуре воздуха 17-22°С; допустимое – при верхней границе 25°С и нижней 14°С, предельно переносимое при 35 и 10оС, соответственно.

За пределами этих значений тепловое состояние среды характеризуется как неблагоприятное.

Профилактика неблагоприятного температурного режима на судах

В целях профилактики неблагоприятного воздействия микроклимата помещений используются технологические, организационно-технические и санитарно-гигиенические мероприятия, позволяющие улучшить параметры микроклимата до допустимых или оптимальных условий труда. В случаях, если это невозможно, используют такие паллиативные мероприятия, как сокращение продолжительности работы в неблагоприятных условиях, перерывы в работе для обогрева или, наоборот, охлаждения, использование СИЗ и др.

В зимний период опасности переохлаждения подвержены лица, работающие в неотапливаемых помещениях, в помещениях с искусственным охлаждением и выполняющие наружные работы.

Приемлемое тепловое состояние организма человека в этих условиях может быть обеспечено ограничением времени пребывания в неблагоприятных условиях, регламентированными перерывами для обогрева и отдыха, соответствующей одеждой, обладающей высокими теплоизолирующими свойствами, в т.ч. обувью, рукавицами, капюшонами, шлемами, касками с утепленным подшлемником для защиты головы.

Поскольку возможности защиты работающих на палубах от охлаждения с помощью одежды, особенно при плавании в суровых климатических условиях ограничены, большое значение приобретает организация рационального режима труда и отдыха: ограничение времени работы и введение регламентированных перерывов для обогрева и отдыха, которые должны считаться рабочим временем. Их продолжительность и количество определяются метеорологическими условиями, теплоизоляцией одежды и СИЗ, а также тяжестью физической работы.