Освещенность на морских, речных и рыбопромысловых судах

Освещенность – важный физический фактор окружающей среды. Освещенность на морских, речных и рыбопромысловых судах проводит компания «ЮгТрансТест» в рамках производственного контроля на судах.  Если по каким-либо причинам ограничена возможность пользоваться светом, то организм входит в состояние, известное как световое голодание. Наибольшее биологическое воздействие на организм оказывают ультрафиолетовые лучи, которые находятся в невидимой части спектра солнечной радиации. Под влиянием солнечного света повышается тонус центральной нервной системы, в коже образуется витамин Д3, улучшаются обмен веществ и состав крови, активизируется деятельность желез внутренней секреции. Все это положительно сказывается на самочувствии и работоспособности человека.

Освещенность на морских, речных и рыбопромысловых судах

Для того чтобы человек мог восприниматьэту информацию на оптимальном уровне, освещенность пространства должна отвечать соответствующим гигиеническим требованиям.

Зрительный анализатор не только реагирует на излучение волн определенного диапазона (световосприятие), но и воспринимает объекты окружающего мира.

Оптическое излучение является мощным коммуникационным, лечебным и профилактическим средством, но его положительный эффект возможен лишь в определенных условиях. Чрезмерное воздействие света и ультрафиолетовых лучей может вызвать серьезные повреждения органа зрения, расстройства центральной нервной, сердечно-сосудистой и других систем организма.

Недостаточная освещенность рабочих мест является причиной развития близорукости, снижения работоспособности и, как правило, повышения травматизма.

В нашей стране в 2009-2011 гг. доля рабочих мест с недостаточной освещенностью на рыбопромысловых судах составляла от 2,5 до 7,81 %, на речных — 4,11-4,59%, на морских — 3,58-9,45%. Соблюдение гигиенических требований к освещенности рабочих мест позволяет создать наилучшие условия труда и отдыха человека, предупреждает преждевременное развитие переутомления и тем самым способствует повышению работоспособности персонала.

Естественным источником света является Солнце.

Условия естественной освещенности в различных климато-географических условиях, в том числе в районах плавания судов, имеют существенные различия и определяют световой климат, характеризуемый совокупностью показателей за длительный период наблюдения, таких как освещенность на горизонтальной и различно ориентированных по сторонам горизонта вертикальных поверхностях, создаваемая рассеянным светом неба и прямым светом солнца, продолжительность солнечного сияния и альбедо (характеристика отражающей способности моря или суши).

Искусственные источники света

Для освещения судовых помещений применяют лампы накаливания и газоразрядные лампы. Наряду с мощностью и экономичностью важнейшей характеристикой ламп, является индекс цветопередачи, характеризующий уровень (индекс) соответствия естественного цвета объекта видимому (кажущемуся) при искусственном освещении.

Освещенность судовых помещений

Освещенность помещений на речных и морских судах в большинстве случаев соответствует гигиеническим требованиям. Однако при ненадлежащей эксплуатации светотехнического оборудования и нарушении соответствующих санитарных правил нередко отмечается недостаточная освещенность рабочих поверхностей и помещений. В качестве примера неправильного использования системы освещения можно привести результаты исследования освещенности на малых вспомогательных судах, куда редко заглядывают морские начальники. Как было установлено, причинами недостаточной искусственной освещенности являлись несвоевременная чистка светильников, недостаточное количество исправных ламп, отсутствие штатных светильников местного освещения (Таблица1).

Таблица 1. Искусственная освещенность на рабочих местах и в помещениях вспомогательных судов, лк

Помещение

Рабочее место,

место измерения

Плоскость измерения

Тип

лампы

Общее освещение

Буксир

Отделение

главного двигателя

На палубе

Г

Л

50

Шкалы приборов

В

Л

30

Отделение дизель-генератора

На палубе

Г

Л

40

Шкалы приборов

В

Л

25

Насосное отделение

На палубе

Г

Л

55

Шкалы приборов

В

Л

35

Ходовой мостик

0,8 м от палубы

Г

Л

40

Каюта отдыха

На столах

Г

Л

50

Каюта капитана

0,8 м от палубы

Г

Л

60

Нефтемусоросборщик

Машинное отделение

На палубе

Г

Л

74

Шкалы приборов

В

Л

42

Насосное отделение

На палубе

Г

Л/Н

Нет

Шкалы приборов

В

Л/Н

Нет

Рулевая рубка

0,8 м от палубы

Г

Л/Н

Нет

Примечание. Г, В – горизонтальная и вертикальная плоскости;

Н, Л лампы накаливания и люминесцентная.

Нормирование освещенности на морских и речных судах

Система освещения как технический элемент судна должна обеспечивать поддержание освещенности и яркости в поле зрения на необходимом уровне. В то же время она должна способствовать созданию визуального комфорта, поддержанию зрительной работоспособности на высоком уровне и обеспечению безопасных условий труда моряков.

Характер зрительных работ на судне во многом схож с повседневной деятельностью в учреждениях и промышленных предприятиях на берегу. Однако при проектировании системы судового освещения следует учитывать возможности коррозии вследствие воздействия угорской воды, вибрации конструкций, экстремальные температуры и сырость, ограниченное пространство для установки светильников, что обусловлено невысокими подволоками, большим количеством размещенного в помещениях оборудования и др. На речных и морских судах для общего освещения использует лампы накаливания, люминесцентные и газоразрядные. Выбор источников света зависит от требований к зрительной работе на конкретных рабочих местах.

Гигиенические требования к освещенности судовых помещений содержат следующие нормативные документы:

Естественная освещенность судовых помещений. Естественное освещение должно предусматривается в жилых и общественных помещениях для экипажа и пассажиров (за исключением пассажирских кают, расположенных внутри судна и не имеющих наружных переборок), основных медицинских и служебных помещениях. Для затемнения от дневного света иллюминаторы и окна, выходящие на открытые палубы, должны иметь жалюзи или шторы.

В случаях, когда из-за конструктивных особенностей судна помещения невозможно обеспечить нормированные значения освещенности, допускается подсвечивание отдельных зон помещений светильниками с люминесцентными лампами. В таких случаях нормированные значения могут быть снижены, но не более чем на 50 %.

Искусственная освещенность судовых помещений. На судах применяют системы общего и комбинированного искусственного освещения. Запрещено применение одного лишь местного освещения помещений. Для общего освещения судовых помещений следует применять люминесцентные лампы типа ЛБ. Лампы накаливания целесообразно использовать для местного освещения помещений, предназначенных для временного пребывания людей, а также во взрыво- и пожароопасных помещениях, где применение люминесцентных ламп запрещено. Для освещения открытых палуб и наружных пространств наряду с лампами накаливания могут использоваться газоразрядные лампы типа ДРЛ.

В некоторых помещениях (таких, как энергетические отделения) возможно применение системы переносного освещения, что позволяет обеспечить высокие уровни освещенности при обслуживании и ремонте техники. На судах необходимо предусматривать также адаптационное освещение для постепенного привыкания к условиям освещения при выходе из освещенных помещений на неосвещенную палубу. В ходовых и штурманских рубках это достигается применением местной подсветки лоцманских карт и приборов с помощью ламп с красным или оранжевым светофильтром, а также созданием в помещении минимально допустимых уровней освещенности (5-10 лк). Подобное освещение имеет значение, например, для людей, несущих ночную вахту на верхней палубе судов, где невозможно работать без света (наблюдение по карте, по приборам) и в то же время требуется высокая степень адаптации зрения к темноте (в штурманской рубке, на ходовом мостике). Степень равномерности общей освещенности в судовых помещениях должна быть не менее 0,3, а на рабочих поверхностях столов — не менее 0,4, на грузовых палубах— не менее 0,2.

На морских судах и больших пассажирских речных судах оборудуют две системы аварийного и эвакуационного освещения: с питанием от аварийного дизель-генератора и с питанием от аккумуляторной батареи (малое аварийное и эвакуационное освещение). Аварийное освещение должно обеспечивать освещенность не менее 25% от норматива на рабочих поверхностях, требующих обслуживания при аварийном режиме. Малое аварийное освещение предназначено для создания освещенности не менее 5 лк на рабочих поверхностях. Эвакуационное освещение должно обеспечивать на палубе, по линии проходов и на ступеньках трапов освещенность не ниже 5 лк, а малое эвакуационное освещение — не менее 1 лк.