Гигиенические нормативы (регламенты) являются важнейшими критериями оценки качества окружающей среды и используются при проведении государственного санитарно-эпидемиологического надзора на производстве, в населенных пунктах, на водном транспорте, в портах и др. Они представлены в ГОСТах, СанПиНах, санитарных нормах и других нормативных документах и являются юридической основой охраны труда работников и сохранности их работоспособности и здоровья.
Шум на судах морского и речного флота оцениваются в рамках производственного контроля на судах.
Соблюдение гигиенических нормативов факторов окружающей среды является обязательным в рамках производственного контроля для всех юридических лиц независимо от их подчиненности и формы собственности, включая администрацию субъектов РФ, местные органы власти и отдельных граждан.
Как показывает опыт эксплуатации судов, основными неблагоприятными факторами их обитаемости являются повышенные уровни шума и вибрации, вредные вещества в воздухе помещений, неудовлетворительный микроклимат судовых помещений, пониженная освещенность рабочих мест, опасные уровни электромагнитных излучений СВЧ-, УВЧ-, ВЧ-диапазонов на открытых участках верхних палуб и служебных помещений.
Все эти вредные и опасные физические факторы контролирует производственный контроль на судах.
Шум на судах от работы судового оборудования, представляет собой акустические колебания в широком частотном спектре, включая инфразвуковой и ультразвуковой диапазоны. Шум от источников судовых механизмов распространяется в основном по воздуху и в виде звуковой вибрации по корпусным конструкциям судна. В первом случае он называется воздушным, во втором структурным.
Воздушный шум является определяющим в основном для судовых помещений, где размещены его источники. В жилые и служебные помещения он может проникать через переборки, палубы, подволоки, люки, иллюминаторы, по вентиляционным каналам и др.
Структурный шум распространяется от механизмов и устройств через фундаменты или всевозможные нежесткие конструкции (трубопроводы, тяги крепления и др.). При этом передача акустической энергии по корпусу судна происходит с очень малыми потерями. Возникающая звуковая вибрация этих конструкций вызывает упругие колебания воздуха, которые воспринимаются как воздушный шум. Структурная вибрация обусловливает шумность жилых и служебных судовых помещений, несмежных с энергетическим отделением.
Использование на судах разнообразных механизмов и машин, увеличение их мощности и габаритов ухудшают акустическую обстановку на рабочих местах.
Источники шума на судах
- энергетические установки, включающие главные и вспомогательные двигатели, дизель-генераторы, редукторы, гребные электромоторы и др.;
- ходовые винты;
- системы вентиляции и кондиционирования воздуха;
- вспомогательные механизмы (насосы, компрессоры, электрические преобразователи);
- удары волн или льда (ледовый шум) об корпус.
Все механизмы и машины, имеющие подвижные части, вызывающие вибрации, также являются источниками шума. Шум турбин, дизелей, генераторов и другого оборудования довольно значителен и достигает 110-120 дБА;
Любые корпусные конструкции обладают высокой звукопроводимостью, поэтому шум хорошо распространяется по всем помещениям. Жесткое соединение многочисленных источников шума с корпусом и большая звукопроводимость его конструкций способствуют распространению шума по помещениям, дополняя шум, проникающий в помещения воздушным путем.
Металлические ограждения помещений плохо поглощают звук, отражают его и усиливают шумность.
Большое значение имеет система вентиляции и кондиционирования воздуха (СКВ), которая иногда является единственным источником шума. Шум в жилых и общественных помещениях судна при работе СКВ может достигать 60-70 дБА.
Выделяют три основных режима, при которых акустическая обстановка в судовых помещениях может существенно меняться:
- стояночный: основными источниками шума являются системы вентиляции и кондиционирования воздуха, вспомогательные механизмы (насосы, дизель-генераторы и др.), в большинстве случаев уровень шума не превышает 50 -55 дБА;
- плавание на экономическом ходу: число источников шума увеличивается за счет работы энергетического оборудования и ходовых механизмов, уровни шума возрастают в большей степени в помещениях, расположенных в корме;
- максимальная скорость хода: шум в помещениях существенно возрастает за счет использования всех работающих средств и максимального увеличения частоты вращения валов главной энергетической установки (ГЭУ).
Средства и методы защиты от шума на судах
К планировочным средствам относят размещение наиболее шумных технических средств в специально выделенных для этого помещениях и выгородках с ограниченным доступом в них персонала, рациональное расположение помещений по отношению к основным источникам шума, например устройство демпферных помещений (коффердамов) и др.
К организационным средствам причислены установка перед наиболее шумными помещениями (80 дБА и более) предупредительных надписей и знаков, разработка рациональных режимов труда, учитывающих, дозу шума для персонала, применение малошумного оборудования, дистанционного управления, совершенствование технологии работы, а также рациональный режим труда и отдыха.
Защита временем наиболее эффективный способ снижения шумовой экспозиции. Суть ее заключается в рационализации режимов труда и отдыха моряков, подвергающихся воздействию интенсивного шума, и введении дополнительных перерывов во время вахты.
В помещениях, где уровень шума более 80 дБА, ограничивают время пребывания плавсостава.
Длительность дополнительных регламентированных перерывов устанавливается с учетом уровня шума, его спектра и использования СИЗ.
Для персонала, работающего там, где по условиям охраны труда не допускается использование противошумов (прослушивание сигналов и т.п.), учитывается только уровень шума и его спектр. В случае воздействия импульсного шума длительность перерыва должна быть такой же, как для постоянного шума с уровнем выше импульсного на 10 дБА.
Отдых в период регламентированных перерывов следует проводить в специально оборудованных малошумных помещениях. Во время обеденного перерыва лица, работающие при воздействии повышенных уровней шума, также должны находиться в оптимальных акустических условиях (уровень звука не выше 50 дБА).
К техническим средствам защиты от акустических колебаний относят:
- звукоизоляцию шумящих механизмов с помощью кожухов, ограждений кабин, выгородок, экранов; размещение источников шума на амортизаторах, подвесках, применение специальных звукоизолирующих конструкций и материалов. Они предназначены для уменьшения проникновения воздушного шума из более шумного помещения в менее шумное. Любой материал в той или иной степени обладает звукоизолирующими свойствами, поэтому сами по себе стены, переборки, палубы и подволоки являются звукоизоляцией.
- звукопоглощение путем облицовки переборок, стен, палубы, подволока, воздуховодов специальными материалами, размещения над шумящими техническими средствами объемных поглотителей звука и звукопоглощающих барьеров.
Мероприятия по защите моряков от шума на судах всегда должны иметь четкую профилактическую направленность и предусматривать тщательное исследование акустической обстановки, систематические инструментальные замеры шума и вибрации.
Обязателен постоянный контроль допустимых доз шумового воздействия в местах несения вахты и отдыха, максимально возможное снижение уровней шума техническими средствами, обязательное использование СИЗ в случаях воздействия шума более 80 дБА.