Заболеваемость плавсостава

Заболеваемость плавсостава

Анализ факторов обитаемости судов и условий плавания, влияющих на заболеваемость, свидетельствует о трудностях выявления закономерностей формирования заболеваемости экипажей в море. Такое исследование должно предусматривать: использование больших выборок, обеспечивающих достоверность анализируемой информации, исследование процесса в динамике (за относительно большой интервал времени), учет профессиональных особенностей труда отдельных групп судовых специалистов. Только при исследовании причинно-следственной зависимости между условиями судовой среды и заболеваемостью плавсостава могут быть разработаны соответствующие санитарно-гигиенические мероприятия, исключающие факторы риска или снижающие их до социально приемлемого уровня. Необходимые исследования проводит ООО «Южно – региональный центр «ЮгТрансТест»  в рамках производственного контроля на судах и специальной оценки условий труда.

Специалистами были апробированы разнообразные методы, предназначенные для:

  • оценки достоверности различий между показателями заболеваемости экипажей различных судов, отдельных профессиональных групп судовых специалистов;

  • оценки «иерархии» факторов судовой среды по степени их влияния на организм, выявления связи между показателями состояния здоровья моряков, параметрами факторов обитаемости и условиями плавания судов (анализ количественных характеристик этих связей);

  • установления статистических принципов классификации рассматриваемых совокупностей;

  • сокращения размерности исходного описания объектов исследования (поиск информативных показателей).

Подтверждена высокая эффективность методов многомерного статистического анализа, таких как метод главных компонент, с помощью которого целесообразно проводить сокращение размерности признаков и выявление наиболее информативных факторов, определяющих судовую среду в целом. Построенная модель позволяет выявить в исходном многомерном массиве данных наиболее существенную (информативную) часть, пропорциональную сумме общей дисперсии выборки. Следовательно, оценка дисперсий главных компонент (факторов) может служить количественной мерой их информативности. Определенные критерии можно использовать при оценке информативности комплекса признаков.

Для выявления связи между факторами обитаемости судов и заболеваемостью их экипажей, а также для разработки прогностических моделей показателей заболеваемости целесообразно использовать также множественный корреляционный и регрессионный анализы. Кластерный анализ направлен на выявление степени неоднородности изучаемых групп наблюдений, т.е. на решение задачи рациональной классификации.

Анализ морбидных (болезненных) показателей здоровья моряков позволяет выявить причины его ухудшения, его целесообразно проводить с целью устранить или снизить уровень воздействия вредных факторов на организм, тем самым способствовать оздоровлению бытовых и производственных условий на судах. Для этого необходимо достоверно оценить силу связей между действующим фактором и его неблагоприятным эффектом, выражающимся в нашем случае в повышении уровня заболеваемости моряков.

Заболеваемость плавсостава

Для установления причинно-следственных связей произведена оценка влияния 22 факторов обитаемости и окружающей среды на организм моряков судов старой и современной постройки. В результате многомерного корреляционного и регрессионного анализов с применением модели кластер-анализа выявлено 4 главных фактора (суммарная дисперсия составила около 60%), которые оказались в числе основных причин ухудшения состояния здоровья плавсостава. Ведущее место принадлежит физическим факторам обитаемости, в первую очередь микроклимату судовых помещений. Вклад этого неблагоприятного фактора обитаемости в ухудшение здоровья моряков составил около 40% независимо от времени постройки судов. Второе место на судах старой постройки заняли условия размещения (12,3%), а на современных судах оказали несущественное влияние (за счет их качественного улучшения). Водообеспечение было определено как весомый фактор (9,7% на судах старой постройки и 8,2% — современной постройки). На современных судах значительную роль играет химический состав воздуха (вклад — 6,8%), ухудшение которого возрастает за счет применения полимерных материалов. На четвертом месте стоит фактор продовольственного обеспечения, прежде всего свежими продуктами.

Важно определить связи между совокупностью иерархически распределенных факторов судовой среды и морбидными показателями состояния здоровья плавсостава. Указанную проблему целесообразно решать путем применения кластерного анализа либо метода множественного корреляционного анализа.

В качестве примера можно рассмотреть кластер, в структуре которого представлено 6 показателей. Высокий уровень болезней кожи и подкожной клетчатки у членов экипажей судов старой постройки определяется преимущественной зависимостью от трех факторов: температуры воздуха (коэффициент корреляции r = 0,49), относительной влажности воздуха (г = 0,44) и шума в помещениях (r = 0,72) (во всех случаях р < 0,05). Как показали результаты кластерного анализа, оптимизация микроклимата помещений на судах поздней постройки привела к тому, что указанные факторы стали несущественными и уже не определяли уровень заболеваемости болезнями кожи и подкожной клетчатки.

При установлении закономерностей формирования структуры и уровня заболеваемости членов экипажей в плавании надежные результаты дает применение множественного корреляционного анализа. Наряду с оценкой отношения зависимости между переменными (множественные и парциальные коэффициенты корреляции) устанавливают долю влияния (%) факториальных признаков на переменную, т.е. коэффициенты детерминации. Возможности методики подтверждаются примером оценки влияния комплекса факторов судовой среды на показатели заболеваемости двух групп специалистов, бытовые и производственные условия размещения которых различаются.

Исходя из этого, характерна высокая корреляция параметров факторов обитаемости судов с морбидными показателями состояния здоровья моряков в рейсах. Это свидетельствует о том, что данный анализ можно применять для расчета прогнозируемого уровня заболеваемости экипажей в зависимости от условий плавания. Оценка меры статистической зависимости заболеваемости моряков от показателей, характеризующих условия плавания и обитаемости судов, позволила высказать предположение о том, что можно определить ожидаемый уровень заболеваемости с помощью множественного регрессионного анализа по реальным значениям факторов. Исходной информацией для разработки модели прогноза заболеваемости служили индивидуальные сведения о случаях заболеваемости членов экипажа в период плавания (диагноз и характер заболевания, характеристика условий плавания и параметров факторов обитаемости судна).

Особое значение имеет анализ влияния профессиональной деятельности и факторов обитаемости судов на дисквалификацию моряков по состоянию здоровья. Известно, что ее основными причинами являются психические расстройства, болезни нервной и сердечно-сосудистой систем, заболевания органов дыхания и пищеварения. На долю этих болезней приходится свыше 75% всего количества «списанных на берег» по медицинским показаниям судовых специалистов.

Наши исследования по изучению влияния факторов судовой среды на заболеваемость экипажей с использованием корреляционного анализа позволяют сделать следующие обобщения. Первичная обращаемость за медицинской помощью и трудопотери членов экипажей судов показывают умеренную корреляционную связь с такими факторами, как микроклимат, химический состав воздуха, условия размещение экипажа, обеспечение пресной водой и свежими продуктами. Наибольшая зависимость между факторами обитаемости и первичной обращаемостью по поводу болезней кожи и подкожной клетчатки, инфекционной патологии была установлена у моряков в возрасте до 25 лет. Для лиц старше 25 лет значимыми оказались связи между факторами судовой среды и первичной обращаемостью по поводу болезней органов пищеварения и системы кровообращения. По-видимому, характер установленных корреляций отражает не только возрастные особенности организма моряков, но и своеобразие их профессиональной деятельности. Доля факторов обитаемости судов среди общих причин заболеваемости экипажей составляет около 30%. Это свидетельствует о важной роли факторов обитаемости в возникновении патологии у судовых специалистов в плавании и в дальнейшем. В наших исследованиях гигиенической оценке подлежало ограниченное число факторов среды (не были учтены вибрация, ионизирующие и неионизирующие излучения), следовательно, вывод становится еще более убедительным. На этом основании можно предположить, что по фактическим значениям параметров факторов судовой среды можно прогнозировать ожидаемый уровень заболеваемости экипажей.